Monday, August 3, 2020

Тракторы Фергюсона в Польше или самая удивительна история времён советского блока. Часть 1





Этот симпатичный сельскохозяйственный трактор типа Ursus C-355 доминировал в сельской местности и, в некоторой степени, также в городах Польши в 1970-х и начале 1980-х гг. Произведённый в рамках промышленной кооперации с Чехословакией, он был одним из самых прочных сельскохозяйственных тракторов в мире. Однако у него был слишком большой расход топлива. Поэтому и было принято стратегическое решение о внедрении английской сельскохозяйственной техники на польских пахотных землях.

Polish vintage farm tractors.Ursus C-355 and Ursus C-355M. https://retrotraktor.pl/forum/viewtopic.php?f=9&t=6036

CC BY-SA 4.0





Польша, будучи относительно небольшой и слабой, но по некоторым причинам очень важной для Европы страной, никогда не управлялась крайне жестокой и деспотичной Коммунистической правительственной командой. Особенно с 1956 года, после десталинизации советского режима, эта особая cтрана стала новым лицом коммунизма. После некоторого колебания красный Кремль согласился потерпеть польский эксперимент, лишь бы иметь надёжного союзника в очень важной части Европы. Можно сказать, Польша пользовалась расширенном самоуправлением в рамках восточного блока. В рамках польского эксперимента, помимо прочего, была разрешена частная собственность на пахотные земли, хотя и ограниченная небольшими и средними крестянскими хозяйствами.




Лидер польских коммунистов Эдвард Герек обращается к польскому народу, с двумя гигантскими польскими орлами сзади и на лицевой стороне трибуны, во время Дня Труда, 1 мая 1974 года. Все эти символы вряд ли были коммунистическими. Красный цвет трибуны был старым польским королевским пурпуром. Поэтому вполне оправданно называть его некоронованным королём Эдуардом. Через несколько месяцев он начал сотрудничество в области промышленности с Великобританией.

(Окно изображения из видео YouTube Edward Gierek, 1 maja 1974)





Таким образом, государственное и партийное руководство опиралось на крестьян, чтобы прокормить народ и получить некоторые излишки в сельскохозяйственном производстве для экспорта



Небольшая, но эффективная и надёжная сельскохозяйственная машина была крайне необходима, чтобы выполнять работу на фермах более эффективно, чем целые стаи сильных и здоровых людей. Просто потому, что большинство сильных и здоровых мужчин покинули сельскую местность, чтобы работать на фабриках, главным образом из-за гораздо лучшего качества жилья в городах.





Сельскохозяйственная техника от Массей-Фергюсон (Massey Ferguson) могла бы подойти каждому польскому фермеру



... также за счёт сокращения времени, затрачиваемого на ремонты, и снижения их стоимости. Небольшие, но мощные, невероятно универсальные и дальнобойные из-за снижения расхода топлива тракторы Фергюсона не имели себе равных во всём мире.




Работники фабрики Массей-Фергюсон (Massey Ferguson Banner Lane) в городе Ковентри, Англия, имели много работы и нуждались в хороших технических навыках, чтобы выполнять свои обязанности должным образом. Польским мастерам в Урсусе, Варшаве и других местах потребовалось много времени, чтобы понять, что всё это значит.

(Кадр из Юутюба: Banner Lane Factory From 1946 Until The 300 Series)





Уже на первом этапе переговоров по лицензионному соглашению проявилось сильное противодействие со стороны инженеров Урсуса. У них был свой проект и свои взгляды, однако…



Преобладающее историческое суждение в Польше заключается в том, якобы сотрудничество с лидером в области производства сельскохозяйственной техники, навязанное Урсуcу, являлось экономической бомбой замедленного действия и даже ещё одним предательством Запада, в тоже время коммунистическим преступлением против Польшы. Истина, однако, совсём другая! Менеджеры Масси Фергюсон согласились привезти в Польшу один из самых, надо добавить, в мировом маштабе, тщательно продуманных промышленных и торговых пакетов.



Будучи признанной и крупной силой в высококонкурентном североамериканском и Европейском, а также азиатском и Африканском бизнесе сельскохозяйственной техники, Массей-Фергюсон (Massey Ferguson) разработал также специальные методы снижения затрат на производство тракторов и поддержания их цен на низком уровне. Менеджеры в Ковентри предложили все необходимые поставки материалов, техническую экспертизу и консультационные услуги, самые выгодные условия помощи в экспорте будущих излишков тракторов и двигателей из Польши. Также при планировании и налаживании цепочек поставок от польских подрядчиков. Британцы согласились позаботиться обо всём, если понадобится, и требовали взамен только лояльное сотрудничество! Ух ты, ах ты! Мы все космонавты! Советники Герека настаивали: не надо планировать только на короткие сроки и расценивать всё это как слишком дорогие капитальные затраты.





В 1974 году польский коммунистический лидер был самым серьёзным образом предупреждён своим главным экономическим советником об опасности, возникшей в результате последствий нефтяного кризиса 1973 года



Флагман польского экспорта, лимузин Fiat 125P стал слишком дорогим в плане расхода топлива. По мнению этого советника, все новые лицензионные технические решения, закупаемые на Западе, должны быть гораздо экономичнее в отношении потребления энергии и топлива, чем это сомнительное, начатое пятью годами ранее сотрудничество с итальянцами в автомобильной промышленности. В другом случае избежать общей катастрофы польской национальной экономики было бы невозможно.





Польский лидер немедленно предпринял попытки рассмотреть это предупреждение, передать его своим министрам и в соответствии с этим принципом изложил свои планы дальнейшего развития страны



Об этом уже узнала всяка скряга: сопоставимая модель Toyota Corolla была также экономичной с точки зрения расхода бензина, с 6 литрами на 100 километров. В этом плане большой польский Fiat был катастрофой: 10 литров на 100 километров. Из соображений экономии топлива в преддверии энергетического кризиса восточной Европы новое польское семейство тракторов пришлось отвергнуть как слишком дорогое в пользовании для будущих потребителей. Советский Союз предельно ясно дал понять: после 5 лет льготного периода цена на российскую нефть для Польши будет радикально повышена. С другой стороны, новые, эффективные энергетические технологии лишь изредка продавались государствам-сателлитам Советского Союза в рамках лицензионной передачи технологий.





Британское предложение, которое также было необычайно выгодным с точки зрения экономии топлива машин Фергюсона, казалось уникальной возможностью для Польши



Весь проект был очень продвинутым, особенно учитывая условия Восточной Европы. Для эго воплощение в жизнь требовалось много денег и тяжeлой работы, но главный принцип машинных разработок Массей- Фергюсона состоял в том, чтобы дать максимальную выгоду принимающей стране за её деньги, выделенные на новые производственные мощности, а также на зарплату британским советникам.





К несчастью, была и третья сторона, наблюдавшая за всём развитием событий. Кто-то, кто хотел, чтобы польские и британские рабочие были лишены своих рабочих мест и в конечном итоге обречённы смотреть с беспомощной яростью, как ублюдки и отморозки уничтожают их заводы



Об этом, однако, в следующей части этой удивительной и в то же время пугающей истории. К сожалению, история это не милосердная мать, а безжалостная и злая ведьма, которая любит смотреть, как всяким дураком в конце приходится горько плакать и как они кусают себе локти.





1 comment: